АР КАЙСЫ ӨЛКӨЛӨРДӨ МЕДИЦИНАЛЫК БИЛИМ БЕРҮҮНҮ УЮШТУРУУНУН ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ (АДАБИЯТТАРГА СЕРЕП)

DOI:

https://doi.org/10.54890/.v5i5.1239

Аннотация

Бул макалада АКШ жана Улуу Британия сыяктуу ар түрдүү өлкөлөрдө медициналык билим берүүнү уюштуруунун өзгөчөлүктөрү берилген, анткени бул өлкөлөрдүн медициналык кесиптери эң жогорку акы төлөнүүчү жана эң престиждүү кесиптердин катарына кирет. Ошондой эле Европадагы медициналык билим берүүнүн мүнөздөмөлөрү келтирилген, алар англис тилиндеги медициналык билимден бир аз айырмаланат. Бул айырмачылыктар Германияда медициналык билим берүүнү уюштуруу мисалында берилген. Макалада Кыргызстандагы медициналык билим тууралуу маалымат берилген. Анын этаптары жана даражалары жөнүндө, дипломго чейинки жана дипломдон кийинки деңгээлинде ар кандай адистиктер боюнча факультеттерде, бул АКШдагы же Улуу Британиядагы медициналык билимден айырмаланат, бирок Германиядагы билим берүү менен окшоштуктар бар.

Ключові слова:

медициналык билим берүү, илим бакалавры, искусство бакалавры, медициналык чейинки окуу планы, медициналык мектеп, искусство бакалавры, медицина бакалавры жана хирургия бакалавры, колледж, кредит, бакалавриат билими, дипломдон кийинки медициналык билим.

Біографія автора

А.А. Кульжанова, И.К. Ахунбаев атындагы Кыргыз мамлекеттик медициналык академиясы

Дипломдон кийинки медициналык окутуу факультети

Посилання

1. Маевская В.А., Чурилов Л.П. О медицинском образовании в России и за рубежом. Ч.I-III. Вестник МАПО. 2002;11(4):2.

2. Балахонов А.В. История соотношения фундаментальных и прикладных аспектов высшего медицинского образования. Фундаментальные и прикладные исследования проблем образования. Материалы Всероссийского методологического семинара (т.2). СПб.; 2004:141-150.

3. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Врач, пациент и общество. Медико-этическая проблема в истории (Ч. I-III). Медицина. XXI век. 2008; 4 (13): 71-80. Там же. 2009; 1:14-15.

4. Ханикатт С.Г. Американский врач с российским дипломом – личный опыт и некоторые сопоставления. Медицина. XXI век. 2008;9(10):112-114.

5. Строев Ю.И., Чурилов Л.П. О патриотическом воспитании студентов-медиков. Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды Всероссийской научной конференции. СПб.; 2006:168-171.

6. Петров С.В., Строев Ю.И., Фионик О.В., Чурилов Л.П. Болонский процесс и опыт англоязычных медицинских программ. В кн.: Микешина М.И., ред. Материалы межвузовского семинара «Россия и Европа на пути интеграции в единое образовательное пространство». СПбГУ, 2004.

7. Строев Ю.И., Утехин В.И, Цинзерлинг В.А., Чурилов Л.П. Российские традиции медицинского образования и Болонский процесс: об интегрированном преподавании теоретических и клинических дисциплин. Тезисы доклада международной конференции. – ХII-е акад. чтения «Образование и наука». Астана, 22-23 мая 2006 г. Астана; 2006:148-150.

8. Строев Ю.И. Как мы учили американцев. Медицина. XXI век. 2008;9 (10):115-119.

9. Балахонов А.В. Фундаментализация медицинского университетского образования. СПб.; 2004. 232 с.

10. Сердюков Д. Даешь стажировку в Японии! Или, Читайте и планируйте. С.-Петербургский ун-т. 2008;12(3779):36- 38.

11. Чурилов Л.П. Мост через реку Сунгари. О развитии сотрудничества с Харбинским медицинским университетом. Медицина. XXI век. 2009;1(14):14-18.

12. Шмелев А.А., Чурилов Л.П. Под знаком розы и креста. Поиски Панацеи в России. Медицина. XXI век. 2008;3(12):70-83.

13. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики. Государственные требования последипломного медицинского образования (по специальностям ординатуры). Уровень высшего профессионального образования. Специальность Семейная медицина / Врач общей практики. НПА, Министерство здравоохранения Кыргызской Республики от 30 марта 2018г. № 224. Режим доступа: https://med.kg/uploads/8e795431-4e97-4f44-aac8-7387102 f275e -trebovanie_gos.pdf

14. Шапошников, В.И. Проблемы современного медицинского образования. International Journal Of Experimental Education. 2012;4:272-2740.

15. Чурилов Л.П., Строев Ю.И, Утехин В.И. Опыт междисциплинарной интеграции и применения инновационно-образовательных технологий. Медицина. XXI век. 2008;9(10):28-37.

16. Чурилов Л.П., Цинзерлинг В.А., Строев Ю.И., Утехин В.И. Об университетской практике интегрированного преподавания: возврат к прошлому или шаг в будущее? Тезисы 4-й Всероссийской учебно-методической конференции по преподаванию патологической анатомии в высших медицинских учебных заведениях. М.: ММА им. И.М. Сеченова; 2004:148-149.

17. Чоюбекова Г.А., Садамкулова К.И. Подготовка и востребованность медицинских кадров в Кыргызской Республике: состояние и критический анализ. Вестник КГМА им. И. К. Ахунбаева. 2019;5-6:37-42.

18. Мурзалиева Г., Торобаева А., А.Темиров А., Карипова А. Оценка последипломного и непрерывного медицинского образования в Кыргызской Республике. Общественный Фонд «Центр анализа политики здравоохранения». Бишкек; 2013:34.

##submission.downloads##

Жарыяланганы

2024-02-26

Як цитувати

Кульжанова, А. «АР КАЙСЫ ӨЛКӨЛӨРДӨ МЕДИЦИНАЛЫК БИЛИМ БЕРҮҮНҮ УЮШТУРУУНУН ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ (АДАБИЯТТАРГА СЕРЕП) ». Евразиялык саламаттыкты сактоо журналы, вип. 5, вип. 5, Лютий 2024, с. 18-25, doi:10.54890/.v5i5.1239.

Номер

Розділ

САЛАМАТТЫК САКТОО УЮШТУРУУ МАСЕЛЕЛЕРИ