ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

DOI:

https://doi.org/10.54890/1694-8882-2025-3-177

Аннотация

В данной статье исследовано влияние искусственного интеллекта на трансформацию мирового образовательного и научного процесса, также его влияние на качество жизни. Цель исследования: определить ключевые аспекты по применению искусственного интеллекта, его преимущества и связанные с ним вызовы. Для анализа был проведен опрос, также использованы научные статьи, отчеты его внедрения. Объектами исследования стало мнение о системах искусственного интеллекта в образовании (положительные и отрицательные стороны во время учебного процесса как со стороны студентов, школьников, так и преподавателей), в повседневной жизни (навигация, оптимизация маршрутов; умные устройства, умный дом; здоровье и фитнес, анализ данных о здоровье и помощь в поддержании физической формы) и науке (как способ ее продвижения, оказывает пагубное или полезное воздействие). Определение эффективности в персонализации обучения и оптимизации научных исследований, выполняя некоторые действия в несколько секунд, когда человеку на это может понадобится намного больше времени. Результаты показали, что искусственный интеллект значительно повышает доступность образования (например, через виртуальных ассистентов) и ускоряет научные открытия (выполняя рутинные задачи и исключая в них ошибки). Помимо этого, дополнительно результаты показали, что искусственный интеллект широко используется и положительно влияет на качество жизни, поскольку упрощает поиск информации и экономит время при подготовке к занятиям, также было определено, что у большинства людей не сложилось точного мнение об искусственном интеллекте и по некоторым аспектам относятся к нему нейтрально. Однако выявлены проблемы, связанные с этикой и цифровым неравенством. Установлено, что успешная интеграция искусственного интеллекта требует стандартизации и обучения пользователей.

Ключевые слова:

искусственный интеллект, образование, качество жизни, нейросеть, этические риски, автоматизация, ChatGPT

Биография автора

Р.А. Сатыбалдиева, Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева

Кафедра философии и общественных наук

Библиографические ссылки

1. Мешков Н.В., Нам Е.А. Применение искусственного интеллекта в различных сферах жизни человека. Информация-Коммуникация-Общество. 2021;1:191-195.

2. Хомченко О.А., Точинова Т.П. Риски и угрозы, связанные с использованием искусственного интеллекта для современного человека. В кн.: Психология личности в эпоху изменений: социализация, ценности, отношения: материалы Международной научно-практической конференции. Калуга: Калужский государственный университет; 2024:313–316.

3. Алексеева М.Г., Зубов А.И., Новиков М.Ю. Искусственный интеллект в медицине. Международный научно-исследовательский журнал. 2022;7-2(121):10-13.

4. Choi M, Roh HL. Perception Factors of Usefulness and Limitation of ChatGPT that Affect University Students' Intention to Use ChatGPT. Asia-pacific Journal of Convergent Research Interchange. 2023;9(10):523-532. https://doi.org/10.47116/ apjcri.2023.10.42

5. Аксентов В.А. Искусственный интеллект в повседневной жизни: развитие и перспективы. Вестник науки. 2023;8(65):16-18.

6. Сахно В.В., Куринных Д.Ю., Пищаева А.С. Применение искусственного интеллекта в жизни. Вестник Науки и Творчества. 2019;(8):37-39.

7. Мишина О.В. Путь прогресса: как искусственный интеллект помогает в жизни. В кн.: Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям в АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной Дню Академии; 2023 дек 6; Великие Луки, Россия. Великие Луки: Великолукская государственная сельскохозяйственная академия; 2023:301-303.

8. Хачатрян Л.А. Искусственный интеллект в образовании. Инновационная Наука. 2025;2-1:93-96.

9. Синельникова А.П. Сможет ли искусственный интеллект заменить человека? Вестик Науки.2020;2(23):77-79.

10. Аверин СВ. Развитие искусственного интеллекта как угроза личной и социальной автономии человека. Вестник науки. 2024;12(81):1302-1315.

11. Marques M, Almeida A, Pereira H. The Medicine Revolution Through Artificial Intelligence: Ethical Challenges of Machine Learning Algorithms in Decision-Making. 2024;16(9):e69405 https://doi.org/10.7759/cureus.69405

12. Файзуллаева И.Г. «Искусственный интеллект» и достижения и проблемы человечества. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2024;4(5):815-823.

Загрузки

Опубликован

2025-12-05

Как цитировать

1.
Сатыбалдиева Р, Халилов А, Халилов У. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. ЕЖЗ. 2025;3(3):177-183. doi:10.54890/1694-8882-2025-3-177

Выпуск

Раздел

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС