СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ

DOI:

https://doi.org/10.54890/1694-8882-2024-5-15

Аннотация

Состояние и перспективы развития медицинского образования в нашей стране остаются важной темой для обсуждения, особенно в контексте быстроразвивающихся технологий и инноваций в медицине. Современные медицинские кадры должны обладать не только базовыми знаниями, но и уметь применять передовые методы диагностики и лечения, использовать высокотехнологичное оборудование, а также эффективно работать в условиях цифровизации здравоохранения. Это требует регулярного обновления образовательных программ и компетенций, особенно на постдипломном уровне. Переподготовка и повышение квалификации специалистов должны учитывать последние достижения в области медицины,а также внедрение новых образовательных технологий, таких как симуляционные тренажеры и онлайн-курсы. Важно, чтобы медицинские программы подготовки отражали актуальные потребности здравоохранения, способствуя развитию междисциплинарного подхода и улучшению качества медицинских услуг в стране. Цель: анализ современного положения и возможностей развития постдипломного образования в Кыргызской Республике. Методы исследования. Данная статья посвящена обзору литературы по проблемам развития на постдипломном уровне образования, где рассмотрены основные направления медицинского образования, изучение зарубежного опыта на базе анализируемой литературы. В данном исследовании описано состояние и перспективы развития медицинского образования в Кыргызстане, используется разнообразный набор методов, включающий в себя методологию тематического исследования и компаративный метод.

Ключевые слова:

система здравоохранения, медицина, постдипломное медицинское образование, компетенция, компетентностный подход в образовании

Биографии авторов

А.А. Кульжанова, Кыргызская государственная медицинская академия имени И.К. Ахунбаева

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения

З.А. Айдаров, Кыргызская государственная медицинская академия им. И. К. Ахунбаева

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения

Библиографические ссылки

1. Гохберг Л.М., Огородова Л.М., ред. Прогноз научно-технологического развития России: 2030. Медицина и здравоохранение. Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; 2014. 48 с.

2. Пристром М.С., Пристром С.Л., Семененков И.И. Старение физиологическое и преждевременное. Современный взгляд на проблему. Медицинский туризм. СПА. Антивозрастная медицина. 2017;5-6:40-63.

3. Руженков В.А., Лукьянцева И.С., Руженкова В.В. Аддиктивное поведение студенческой молодежи: систематика, распространенность, клиника и профилактика. Серия Медицина. Фармация. 2015;30(10(207)):13-25.

4. Barzansky B, Hunt D, Moineau G, Ahn D, Lai CW, Humphrey H, et al. Continuous quality improvement in an accreditation system for undergraduate medical education: Benefits and challenges. Med Teach. 2015;37(11):1032-1038. https://doi.org/10.3109/0142159X.2015.1031735

5. Power B. Artificial Intelligence Is Almost Ready for Business. Harvard Business Review: [Electronic resource]. 2015. Available from: https://hbr.org/2015/03/ artificial-intelligence-is-almost-ready-for-business.

6. Basu K, Sinha R, Ong A, Basu T. Artificial Intelligence: How is It Changing Medical Sciences and Its Future? Indian J Dermatol. 2020;65(5):365-370. https://doi.org/10.4103/ijd.IJD_421_20

7. Gasser U, Ienca M, Scheibner J, Sleigh J, Vayena E. Digital tools against COVID-19: Taxonomy, ethical challenges, and navigation aid. Lancet Digit Health. 2020;2(8): e425–434. https://doi.org/10.1016/S2589-7500(20)30137-0

8. Schwalbe N, Wahl B. Artificial intelligence and the future of global health. Lancet. 2020;395:1579–1586. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30226-9

9. Lucas GM, Gratch J, King A, Morency LP. It’s only a computer: Virtual humans increase willingness to disclose. Computers in Human Behavior. 2014;37:94-100.

10. Jain A, Bansal R. Applications of regenerative medicine in organ transplantation. J Pharm Bioallied Sci. 2015;7(3):188-194. https://doi.org/10.4103/0975-7406.160013

11. Давыдов А.П. Современные междисциплинарные медицинские специальности. Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2013;3(11):1237.

12. Кривенко Н.В., Куклин А.А., Аверьянов О.Ю. Междисциплинарность в здравоохранении: вклад в обеспечение социально-демографической безопасности региона. Известия Уральского государственного экономического университета. 2017;6(74):5-20.

13. Альтбах Ф.Дж., Салми Д. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса, пер. с англ. М.:Весь Мир; 2012. 416 с.

14. Чернышева Т.М Инновационные технологии в последипломном образовании. Вестник Университета. 2015;7:276-279.

15. Тодис Л.М., Виноградова Т.В., Андронычева А.С. Современные проблемы высшего образования в России и возможные пути их решения.Современное педагогическое образование. 2023;3:78-80.

16. Абаскалова Н.П. Формирование компетенций в области здоровья сбережения в профессиональном образовании на уровне бакалавриата и магистратуры. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2018;37(3):489–496.

17. Быкова Р.А. Развитие компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки в высшей школе. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016;4(72):158-163.

18. Lytras MD, De Pablos PO, Avison D, Sipior J, Jin Q, Leal W, at al. Technology Enhanced Learning: Quality of Teaching and Educational Reform: 1st International Conference. TECH-EDUCATION 2010, Athens, Greece, May 19-21, 2010. Berlin: Springer Science & Business Media. 2010. 504 p.

19. Слепцова А.Е., Баишева А.Е. О сущности и содержании понятий «компетенция» и «компетентность». Современные тенденции развития системы образования: сборник статей – Чебоксары: Среда; 2018:72-75.

20. Петренко А.А., Хомутов А.Ю. Компоненты профессиональной компетентности будущего учителя истории. В кн.: Мурзина Ж.В., ред. Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. Чебоксары, 5 июня 2023 г. Чебоксары: Среда; 2023:74-75.

21. Shah N, Desai C, Jorwekar G, Badyal D, Singh T. Competency-based medical education: An overview and application in pharmacology. Indian J Pharmacol. 2016;48(Suppl 1):S5-S9. https://doi.org/10.4103/0253-7613.193312

22. Brightwell A, Grant J. Competency-based training: who benefits? Postgrad Med J. 2013;89(1048):107-110. https://doi.org/10.1136/postgradmedj-2012-130881

23. Frank JR, Snell LS, Cate OT, Holmboe ES, Carraccio C, Swing SR, et al. Competency-based medical education: Theory to practice. Med Teach. 2010;32:638–645.

24. Дудаев Г.С-Х. Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути решения. Вопросы образования: от теории к практике: Материалы I Международной научно-практической конференции. М.:Перо;2015:20-22.

25. Шапошников В.И., Ашхамаф М.Х., Гедзюн Р.В., Марченко Н.В. Проблемы современного медицинского образования. International Journal of Experimental Education.2012;4:272-274.

26. Шаталов М.А. Методология отбора и структурирования содержания учебных курсов. International Journal of Experimental Education. 2012;4:274-276.

27. Чоюбекова Г.А., Садамкулова К.И. Подготовка и востребованность медицинских кадров в Кыргызской Республике: состояние и критический анализ. Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева. 2019;5-6:37-42.

28. Сериков В.В. Идеи психологии в образовательной теории и практике: личностно-развивающее образование. Психология образования в XXI веке: теория и практика: материалы конференции [электронный ресурс]. Волгоград: ВГПУ; 2011. Режим доступа: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/education21/contents/54104. (дата обращения: 14.10.2023)

29. de Boer H, Timmermans AC, van der Werf MPC. The effects of teacher expectation interventions on teachers’ expectations and student achievement: narrative review and meta-analysis. Educational Research and Evaluation. 2018;24(3–5):180–200. https://doi.org/10.1080/13803611.2018.1550834

30. Гончар Н.Т. Научное обоснование совершенствования системы последипломного медицинского образования в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации [Автореферат дисс.]. СПб; 2012. 42 с.

31. Леонтьева О.Н., Иваницкая И.П. Актуальные проблемы современной системы образования. Научный лидер. 2022;44(89):31-32.

32. Мурзалиева Г., Торобаева А., Темиров А., Карипова А. Оценка последипломного и непрерывного медицинского образования в Кыргызской Республике. Бишкек: Общественный Фонд «Центр анализа политики здравоохранения»; 2013. 34 с.

33. Постригач Н.О. Модернизационные аспекты повышения квалификации педагогов в Южной Европе и Украине. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016;3(28):31-39.

34. Akdemir N, Lombarts KMJMH, Paternotte E, Schreuder B, Scheele F. How changing quality management influenced PGME accreditation: a focus on decentralization and quality improvement. BMC Med Educ. 2017;17(1):98. https://doi.org/10.1186/s12909-017-0937-9

35. Boulet J, Zanten M. Ensuring high quality patient care: the role of accreditation, licensure, specialty certification and revalidation in medicine. Med Educ. 2014;48(1):75–86.

36. Lypson ML, Prince MEP, Kasten SJ, Osborne NH, Cohan RH, Kowalenko T, et al. Optimizing the post-graduate institutional program evaluation process. BMC Medical Education. 2016;16:65. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0586-4

37. van Zanten М, Boulet JR, Greaves I. The importance of medical education accreditation standards. Medical Teacher. 2012;34(2):136–45.

38. Braithwaite J. Restorative justice and responsive regulation: the question of evidence. Canberra, Australia: School of Regulation and Global Governance (RegNet); 2016. 32 p. Available from:https://johnbraithwaite.com/wpcontent/uploads /2016/10/SSRN_2016_BraithwaiteJ-revised-51.pdf

39. Feld LP, Frey BS. Tax compliance as the result of a psychological tax contract: the role of incentives and responsive regulation. Law & Policy. 2007;29(1):102–20.

40. Brehm SS, Brehm JW. Psychological reactance: a theory of freedom and control. Academic Press; 2013. 446 p.

Загрузки

Опубликован

2025-01-10

Как цитировать

Кульжанова, А., и З. Айдаров. «СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ ». Евразийский журнал здравоохранения, т. 5, вып. 5, январь 2025 г., сс. 15-22, doi:10.54890/1694-8882-2024-5-15.

Выпуск

Раздел

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ