ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье представлены результаты динамического контроля за функциональным состоянием иностранных студентов с использованием математического анализа вариабельности сердечного ритма на различных этапах учебной деятельности – осенний и весенний семестр, в зимнюю и летнюю экзаменационные сессии. Усиление влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы выявлено в межсессионный период – осеннее и весеннее время учебного года. В зимнюю экзаменационную сессию отмечено повышение вклада симпатического спектра в регуляцию сердечного ритма, в летнюю сессию ещё большее смещение вегетативного равновесия в сторону симпатического звена ВНС и увеличение степени централизации сердечного ритма, что свидетельствует об эмоциональном напряжении и функциональном дисбалансе сердечно-сосудистой системы студентов.

Ключевые слова:

иностранные студенты, вариабельность сердечного ритма, вегетативная нервная система, учебный год, экзаменационная сессия.

Библиографические ссылки

1. Зеновко, А.Е. Анализ вариабельности сердечного ритма у студентов МПГУ в зависимости от воз-раста (IV-V курс) /А.Е. Зеновко //Альманах совре-менной науки и образования. -2011. - №12. - С. 85-86.

2. Яворовская, Л.Н. Проблема адаптации студен-тов-первокурсников к процессу обучения в вузе /Л.Н. Яворовская // Всеукраїнська науково-практична конференція «Актуальні проблеми безперервної освіти»: Тези доповідей. ˗ Харьков, 2003. - С. 106-107.

3. Malik, M. Heart rate variability: Standards of meas-urement, physiological interpretation, and clinical use / M.Malik, J.T. Bigger, A.J.Camm, R.E. Kleiger et al.// European Heart Journal. - 1996. - № 17. - P. 354-381.

4. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов/ Н.И. Шлык. - Ижевск, 2009. – 255 с.

5. Сатаркулова, А.М. Вариабельность сердечного ритма у иностранных студентов в процессе учебной деятельности / А.М. Сатаркулова, А.С. Шаназаров // Известия вузов. - 2017. - №8. - С. 14-17.

6. Алексеева, Э.А. Оценка функционального состоя-ния студентов в период экзаменационного стрес-са / [Э.А. Алексеева, Л.Н. Шантанова и др.] // Вестник Бурятского Госуниверситета. - 2010. - №12. - С.108-113.

7. Сафонова, В.Р. Параметры вариабельности сер-дечного ритма студенток северного медицинско-го вуза при экзаменационном стрессе / В.Р. Са-фонова, Е.Ю. Шаламова // Экология человека. - 2013. - №8. - С. 11-16.

8. Карпенко, Д.Ю. Особенности функционального состояния организма студентов в условиях экза-менационного стресса / Д.Ю. Карпенко // Гигиена и санитария. - 2010. - №1. - С. 78-80.

9. Бабунц, И.В. Азбука анализа вариабельности сер-дечного ритма/ И.В. Бабунц, Э.М. Мираджанян, Ю.А. Машаех. - Ставрополь: Принтмастер, 2002. – 112 с.

10. Спицин, А.П. Особенности структуры сердечного ритма у лиц молодого возраста в зависимости от доминирующего типа вегетативной нервной системы / А.П. Спицин // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье».- 2017. - №3. - С.113-117.

Загрузки

Опубликован

2022-09-28

Выпуск

Раздел

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА