СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУТОЧНОГО ПРОДУКТОВОГО НАБОРА ШКОЛЬНИКОВ КЫРГЫЗСТАНА

DOI:

https://doi.org/10.54890/1694-8882-2025-1-245

Аннотация

Питание является ключевым фактором здоровья и благополучия детей, влияя на их рост и развитие. В современных условиях многие дети сталкиваются с дефицитом пищевых веществ, что негативно сказывается на их здоровье. Цель: дать гигиеническую характеристику суточному продуктовому набору детей и подростков школьного возраста, проживающих в разных регионах КР.
Материалы и методы. Проведено исследование суточного продуктового набора питания 4877 школьников в возрасте от 7 до 17 лет, с использованием гигиенических, эпидемиологических и статистических методов.
Результаты. Данные о потреблении продуктов школьниками разных регионов КР показывают, что потребление продуктов животного происхождения значительно ниже рекомендуемых норм, с выраженные региональными различиями. В частности, 52,3% школьников юга и 50,4% северных регионов имеют недостаток в потреблении мяса, а 59,0% детей на северных регионах испытывают недостаток молочных продуктов. В продуктовых наборах школьников зерновые продукты составляли 38,4% от общей массы рациона. Установлены гендерные различия в потребления основных групп пищевых продуктов.
Выводы. Анализ суточного рациона школьников выявил недостаточное потребление биологически ценных продуктов, что свидетельствует о количественно и качественно несбалансированным питании.

Ключевые слова:

дети и подростки, школьники, продуктовый набор, основные группы пищевых продуктов, потребления

Биографии авторов

Ф.А. Кочкорова, Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева

Кафедра гигиенических дисциплин

О.Т. Касымов, Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева

Кафедра гигиенических дисциплин

Н.А. Шатманов, Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева

Кафедра гигиенических дисциплин

 

Библиографические ссылки

1. Esdaile EK, Wharton L, Vidgen H, Gallegos D. Teacher perspectives on the socio-ecological barriers and enablers to food and nutrition education in primary schools: a scoping riview. Public Health Nutrition. 2024;27(1):e175. https://doi.org/ 10.1017/S1368980024001812

2. Kyere P, Veerman JL, Lee P, Stewart DE. Effectiveness of school-based nutrition interventions in sub-Saharan Africa: a systematic review. Public Health Nutr. 2020;23 (14):2626-2636. https://doi.org/10.1017/S1368980020000506

3. World Health Organization. Implementing school food nutrition policies: a review of contextual factors. World Health Organization: Geneva, Switzerland; 2021. 98 p. Available from: https://www.who.int/publications/i/item/9789240035072

4. Al-Jawaldeh A, Matbouli D, Diab S, Taktouk M, Hojeij L, Naalbandian S, et al. School-Based Nutrition Programs in the Eastern Mediterranean Region: A Systematic Review. Int J Environ Res Public Health. 2023;20(22):7047. https://doi.org/ 10.3390/ijerph20227047

5. Истомин А.В., Сааркоппель Л.М. Современные гигиенические проблемы фактического питания населения. Здоровье и окружающая среда: Сб. мат. международной научно-практической конференции. Минск; 2021:275-277.

6. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы достижения ожидаемых результатов мероприятий десятилетия детства на период до 2027 года. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021;1:11-23.

7. Гришанова О.С. Социально-психологические аспекты оценки школьного питания субъектами системы образования. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;7(99):95-99. https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.13

8. Зайцева Н.В., Лир Д.Н. Мониторинг питания в общеобразовательных организациях. Вопросы питания. 2022:5(543):56-64. https://doi.org/10.33029/0042-8833-2022-91-5-56-64

9. Цукарева Екатерина Александровна, Авчинников А.В., Сидоренкова Л.М., Авчинникова С.О., Корякина Ю.П. Гигиеническая оценка организации питания в общеобразовательных учреждениях г. Смоленска. Здоровье населения и среда обитания. 2020:8(329):15-19.

10. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование): монография. М.: Научная книга; 2021. 350 с.

11. Кучма В.Р., Степанова М.И. Гигиенические требования к современным архитектурно-планировочным решениям школьных зданий. Гигиена и санитария. 2021:100(9):998-1003. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-9-998-1003

12. Norris SA, Frongillo EA, Black MM, Dong Y, Fall C, Lampl M, et al. Nutrition in adolescent growth and development. Lancet. 2022;399(10320):172-184. https:// doi.org/10.1016/S0140-6736(21)01590-7

13. Hargreaves D, Mates E, Menon P, Alderman H, Devakumar D, Fawzi W, et al. Strategies and interventions for healthy adolescent growth, nutrition, and development. Lancet. 2022;399(10320):198-210. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)01593-2

14. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Фатьянова Л.Н., Семенова Я.А., Базарова Л.Б. и др. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет. Вопросы питания. 2017:86 (4):50-60. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2017-00059

15. Лебедева У.М., Баттахов П.П., Степанов К.М., Лебедева А.М., Занковский С.С., Булгакова Л.И и др. Организация питания детей и подростков на региональном уровне. Вопросы питания. 2018;87(6):48-56. https://doi.org/10.24411 /0042-8833-2018-10066

16. Новикова И.И., Шевкун И. Г., Яновская Г.В., Гавриш С.М., Сорокина А.В. Роль мониторинга качества организации питания детей школьного возраста в снижении риска заболеваний, связанных с пищевым фактором. Здоровье населения и среда обитания. 2022;2:31-36. https://doi.org/10.35627/2219-5238/ 2022-30 2-31-36

17. Эсенаманова М.К., Кочкорова Ф.А., Саржанова К.С., Давыдова Л.Н. Рекомендуемые нормы потребления пищевых веществ, энергии и пищевых продуктов для различных групп населения Кыргызской Республики: методические рекомендации. Бишкек; 2011. 78 с.

18. Swinburn BA, Kraak VI, Allender S, Atkins VJ, Baker PI, Bogard JR, et al. The global syndemic of obesity, undernutrition, and climate change: the Lancet Commission Report. Lancet. 2019;393:791–846. https://doi.org/10.1016/ S0140-6736(18)32822-8

19. Hawkes C, Fox E, Downs S, Fanzo J, Fanzo J, Neve K. Child-centered food systems: reorienting food systems towards healthy diets for children. Glob Food Sec. 2020;27:100414. https://doi.org/10.1016/j.gfs.2020.100414

20. UNICEF. The State of the World’s Children 2019. Children, Food and Nutrition: Growing Well in a Changing World. New York: UNICEF; 2019. Available from: https://www.unicef.org/reports/state-of-worlds-children-2019

21. Neufeld LM, Andrade EB, Ballonoff Suleiman A, Barker M, Beal T, Blum LS, et al. Food choice in transition: adolescent autonomy, agency, and the food environment. Lancet 2022;399(10320):185–197. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)01687-1

22. Ares G, De Rosso S, Mueller C, Philippe K, Pickard A, Nicklaus S, et al. Development of food literacy in children and adolescents: implications for the design of strategies to promote healthier and more sustainable diets. Nutr Rev. 2024;82(4):536-552. https://doi.org/10.1093/nutrit/nuad072

23. Noble C, Corney M, Eves A, Kipps M, Lumbres M. Food choice and school meals: primary schoolchildren's perceptions of the healthiness of foods and the nutritional implications of food choices. International Journal of Hospitality Management. 2000;19(4):413-432. http://doi.org/10.1016/S0278-4319(00)00038-4

24. Aslam MN, Varani J. The western-style diet, calcium deficiency and chronic disease. J Nutr Food Sci. 2016;6(3):496. 8. http://doi.org/10.4172/2155-9600.1000496

25. Шарманов Т.Ш., Салханова А.Б., Датхабаева Г.К., Сравнительная характеристика фактического питания детей в возрасте 9–10 лет. Вопросы питания. 2018;87(6):28-41. http://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10064

26. Richonnet C, Mosser F, Favre E, Robert M, Martin F, Thiebaut I. Nutritional Quality and Degree of Processing of Children's Foods Assessment on the French Market. Nutrients. 2021;14(1):171. http://doi.org/10.3390/nu14010171

27. Боровкова М.Г., Николаева Л.А. Анализ питания детей школьного возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021;66(4):148-154. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-4-148-154

28. Богомолова И.К., Емельянова О.Н., Пискунова О.Г. Анализ фактического питания детей дошкольного и младшего школьного возраста, проживающих в г. Чите. Здоровье и образование в XXI веке. 2020;22(2):19-25. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2020-22-2-19-25

29. Roe LS, Keller KL, Rolls BJ. Food Properties and Individual Characteristics Influence Children's Intake Across Multiple Days of Weighed Assessments in Childcare Programs. J Nutr. 2023;153(5):1646-1655. https://doi.org/10.1016/j.tjnut. 2023.03.025

30. Ares G, De Rosso S, Mueller C, Philippe K, Pickard A, Nicklaus S, et al. Development of food literacy in children and adolescents: implications for the design of strategies to promote healthier and more sustainable diets. Nutrition Reviews. 2024;82(4):536–552. https://doi.org/10.1093/nutrit/nuad072

31. Лир Д.Н., Перевалов А.Я. Анализ фактического домашнего питания проживающих в городе детей дошкольного и школьного возраста. Вопросы питания. 2019;88(3):69-77. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2019-10031

Загрузки

Опубликован

2025-04-17

Как цитировать

(1)
Кочкорова, Ф.; Касымов, О.; Шатманов, Н. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУТОЧНОГО ПРОДУКТОВОГО НАБОРА ШКОЛЬНИКОВ КЫРГЫЗСТАНА. ЕЖЗ 2025, 1, 245-254.

Выпуск

Раздел

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ