ВЕГЕТАТИВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DOI:
https://doi.org/10.54890/1694-8882-2025-1-159Аннотация
Статья посвящена изучению состояния механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы у школьников с разными уровнями вегетативной устойчивости. Для выявления отклонений в работе регуляторных систем проведен анализ вариабельности сердечного ритма у детей с вегетативной устойчивостью и вегетативной неустойчивостью. Исследование проводилось в группе из 60 школьников 7-11 лет. Для определения уровня вегетативной устойчивости был использован адаптированный чешский личностный двухфакторный опросник М. Гавлиновой «Социум - вегетатика». Функциональное состояние регуляторных систем определялось путем проведения исследования вариабельности сердечного ритма по методике Баевского Р.М. Проведена оценка частоты сердечных сокращений, артериального давления и математический подсчет индекса напряженности.
По результатам исследования у 50% детей отмечена выраженная вегетативная неустойчивость, при этом у девочек на 23,6% выше, чем у мальчиков. По параметрам вариабельности сердечного ритма в 40-60% случаев отмечался нормотонический тип регуляции работы сердечно-сосудистой системы. Симпатикотония зарегистрирована в 24- 61% случаев, но несколько чаще она была отмечена в группе девочек с вегетативной устойчивостью. Индекс напряженности в 50-60% случаев находился в удовлетворительном диапазоне, но некомпенсированный дистресс был зарегистрирован у девочек с вегетативной устойчивостью.
Ключевые слова:
вегетативная устойчивость, вегетативная неустойчивость, вариабельность сердечного ритма, индекс напряженности, регуляторные механизмы, некомпенсированный дистрессБиблиографические ссылки
1. Полкова К.А., Прокопенко Л.А. Оценка социальной адаптированности и вегетативной устойчивости студентов технического института. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018;5(159):383-387.
2. Sаtагkulova AM, Aisaeva ShYu, Shanazarov AS. ndividual-typological features of regulation of cardiorhythm in foreign students during education process. Heart, Vessels and Transplantation. 2019;3:199-202. https://doi.org/10.24969/ hvt.2019.155
3. Артамонова С.Ю., Аммосова А.М., Захарова Н.М., Маркова С.В., Степанова Л.А., Ханды М.В. Состояние вегетативной нервной системы у подростков города Якутска. Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2018;4(13):33-38. https://doi.org/10.25587/ SVFU.2018.4(13).20742
4. Багнетова Е.А., Кавеева И.А., Сафонова В.Р. Анализ социально-психологической адаптированности и вегетативной устойчивости учащихся среднего Приборья и Зауралья. Фундаментальные исследования. 2014;1:51-54.
5. Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов. Сибирский педагогический журнал. 2019;2:57-63.
6. Яковлева Л.В., Шангареева Г.Н. Вариабельность сердечного ритма и особенности психологического статуса у юных хоккеистов. Казанский медицинский журнал. 2015;96(4):675-679.
7. Чернышева Е.А., Асанбекова Ж.А., Бектурсунов Т.М., Маматова К.Т., Сабыр кызы А, Русаков Л.А. и др. Особенности вегетативной устойчивости и вариабельности сердечного ритма у детей школьного возраста. Международный журнал прикладных и фундаменталных исследований. 2023;8:18-23. https://doi.org/10.17513/mjpfi.13565
8. Сабыр кызы А., Русаков Л.А., Чиркина М.А., Чернышева Е.А. Сравнительные особенности физического развития и функционального состояния регуляторныхисистем организма у детей младшего школьного возраста с низким и высоким уровнем вегетативной устойчивости. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, г. Петрозаводск, 27 марта 2024 г. Пертозаводск: Новая наука; 2024:21-35.