ЗНАЧЕНИЕ СНА В РЕЖИМЕ ДНЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Аннотация

Сон в режиме дня детей дошкольного возраста является одним из важных аспектов, который влияет на состояние здоровья. Данное исследование проводилось с целью обобщения литературных данных о значимости детского сна в режиме дня в дошкольных учреждениях. В работе представлены результаты анализа режима сна, детей дошкольного возраста в детских образовательных учреждениях за последние пять лет. Изучение проводилось путем одномоментного поиска сочетаний слов таких как «сон», «режим дня», «дневной сон», «дети», «дошкольный возраст», «детские образовательные учреждения (ДОУ)» и др., из современных баз данных «Google Scholar», PubMed.gov, e-library, Wiley. Результат проведенного тщательного анализа научно-исследовательских работ показал, что такие исследования по данной тематике проводились учеными разных стран, а также и в нашей республике. Однако данный вопрос остается актуальным в мире, в том числе и в Кыргызстане, так как аспект режима сна в течение дня не был достаточно изучен для детских дошкольных учреждений, как отдельный важный компонент режима в детских образовательных учреждениях.

Ключевые слова:

сон, режим дня, дневной сон, дети, дошкольный возраст, детские образовательные учреждения (ДОУ).

Биографии авторов

Ж.А. Аманова, Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева

Кафедра Гигиенических дисциплин

Р.М. Атамбаева, Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева

Кафедра Гигиенических дисциплин

Библиографические ссылки

1. Mayne SL, Mitchell JA, Virudachalam S, Fiks AG, Williamson AA. Neighborhood environments and sleep among children and adolescents. A systematic review. Sleep Med Rev. 2021;57:101465. https://doi.org/10.1016/j.smrv.2021.101465

2. Воронов Н. А. Рациональный режим дня человека. Материалы конференций ГНИИ "Нацразвитие". 2018:141-143. [Voronov N.A. Racional'nyj rezhim dnya cheloveka. Materialy konferencij GNII "Nacrazvitie". 2018:141-143. (In Russ.)]

3. Вахьюнингрум Э., Хартини С., Рахмат И. Влияние оздоровительного обучения гигиене сна на проблемы со сном у дошкольников. Belitung. Nursing Journal. 2018;4(1):68–75. [Vah'yuningrum E., Hartini S., Rahmat I. Vliyanie ozdorovitel'nogo obucheniya gigiene sna na problemy so snom u doshkol'nikov. Belitung. Nursing Journal. 2018;4(1):68–75. (In Russ.).]

4. Биккинина З.Т. О здоровье всерьез. Традиции и новации в дошкольном образовании. 2017;1:72-74. [Bikkinina Z.T. O zdorov'e vser'ez. Tradicii i novacii v doshkol'nom obrazovanii. 2017;1:72-74. (In Russ.).]

5. Карамзина Д.И. Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду. Сборник статей Международной научно-практической конференции: Научно-методические и практические аспекты интеграционных процессов в науке и технике. Ижевск, 25 октября 2022 года. Уфа: Аэтерна; 2022:179-182. [Karamzina D.I. Vliyanie rezhima dnya na adaptaciyu rebenka k detskomu sadu. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Nauchno - metodicheskie i prakticheskie aspekty integracionnyh processov v nauke i tekhnike. Izhevsk, 25 oktyabrya 2022 goda. Ufa: Aeterna; 2022:179-182. (In Russ.).]

6. Сугробова Г.А., Комкова Ю.Н. Состояние здоровья и некоторые показатели режима дня детей предшкольного возраста как предикторы готовности к школьному обучению. Гигиена и санитария. 2021;100(4):380-386. [Sugrobova G.A., Komkova YU.N. Sostoyanie zdorov'ya i nekotorye pokazateli rezhima dnya detej predshkol'nogo vozrasta kak prediktory gotovnosti k shkol'nomu obucheniyu. Gigiena i sanitariya. 2021;100(4):380-386. (In Russ.)] https://doi.org/10. 47470/0016-9900-2021-100-4-380-386

7. Степанова М.И. Дневной сон: нужна ли сегодня его организация в детском саду? Главные редакторы; 2018. 198 с. [Stepanova M.I. Dnevnoj son: nuzhna li segodnya ego organizaciya v detskom sadu? Glavnye redaktory; 2018. 198 p. (In Russ.)]

8. Борисенко Я.Н., Сидоренко А.А., Шарамок Л.Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования: материалы региональной научно-практической конференции, г. Белгород 27 мая 2020 года. Белгород: БелИРО; 2020. 546 с. [Borisenko YA.N., Sidorenko A.A., SHaramok L.N. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Realizaciya federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya kak uslovie povysheniya kachestva doshkol'nogo obrazovaniya: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Belgorod 27 maya 2020 goda. Belgorod: BelIRO; 2020. 546 р. (In Russ.).]

9. Степанова М.И., Березина Н.О., Сазанюк З.И. Особенности жизнедеятельности и состояния здоровья московских дошкольников. Российский педиатрический журнал. 2017;1:44-47. [Stepanova M.I., Berezina N.O., Sazanyuk Z.I. Osobennosti zhiznedeyatel'nosti i sostoyaniya zdorov'ya moskovskih doshkol'nikov. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2017;1:44-47. (In Russ.)]

10. Philippa S McDowall, Barbara C Galland, Angela J Campbell, Dawn E Elder, Parent knowledge of children's sleep: A systematic review, Sleep Medicine Reviews. 2017;31:39-47.

11.Гиниятуллина Э.Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника. Universum: психология и образование. 2019;2(56):1-3. [Giniyatullina E.D. Razvitie emocional'nogo intellekta doshkol'nika. Universum: psihologiya i obrazovanie. 2019;2(56):1-3. (In Russ.).]

12. Bathory E, Tomopoulos S. Sleep Regulation, Physiology and Development, Sleep Duration and Patterns, and Sleep Hygiene in Infants, Toddlers, and Preschool-Age Children. Curr Probl Pediatr Adolesc Health Care. 2017;47(2):29-42. https://doi.org/10.1016/j.cppeds.2016.12.001

13. Cameron EE, Watts D, Silang K, Dhillon A, Sohal PR, MacKinnon AL, et al. Parental socioeconomic status and childhood sleep: A systematic review and meta-analysis. Sleep Epidemiology. 2022;2:100047. https://doi.org/10.1016/ j.sleepe.2022.100047

14. Lee S, Kim S, Yang S, Shin Y. Effects of Frequent Smartphone Use on Sleep Problems in Children under 7 Years of Age in Korea: A 4-Year Longitudinal Study. Int J Environ Res Public Health. 2022;19(16):10252. https://doi.org/10.3390/ijerph 191610252

15. Nathanson AI, Beyens I. The relation between use of mobile electronic devices and bedtime resistance, sleep duration, and daytime sleepiness among preschoolers. Behavioral Sleep Medicine. 2018;16(2):202-219. https://doi.org/10.1080/ 15402002.2016.1188389

16. Lan QY, Chan KC, Yu KN, Chan NY, Wing YK, Li AM, et al. Sleep duration in preschool children and impact of screen time. Sleep Medicine. 2020;76:48-54. https://doi.org/10.1016/j.sleep.2020.09.024

17. Sorrie MB, Yesuf ME, Gebremichael TG. Overweight. Obesity and associated factors among preschool children in Gondar City, Northwest Ethiopia: A cross-sectional study. PLoS ONE. 2017;12(8):e0182511. 13 p. https://doi.org/10.1371/ journal.pone.0182511

18. Li C, Cheng G, Sha T, Cheng W, Yan Y. The Relationships between Screen Use and Health Indicators among Infants, Toddlers, and Preschoolers: A Meta- Analysis and Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(19):7324. https://doi.org/10.3390/ijerph17197324

19. Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Чичинина Е.А. Связь использования цифровых устройств, качества сна, физической активности и пищевого поведения у дошкольников. Современная зарубежная психология. 2022;11(2):68-80. [Bukhalenkova D.A., Veraksa A.N., Chichinina E.A. The Relationship Between the Use of Digital Devices and Sleep Quality, Physical Activity and Eating Behavior in Preschool Children. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Journal of Modern Foreign Psychology. 2022;11(2):68-80. (In Russ.)] https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110206

20. Алешина А.А., Назарова А.В. Распорядок дня в детском саду и его влияние на развитие детей. Science time. 2022;11(107):27-30. [Aleshina A.A., Nazarova A.V. Rasporyadok dnya v detskom sadu i ego vliyanie na razvitie detej. Science time. 2022;11(107):27-30. (In Russ.)]

21. Cheung CH, Bedford R, Saez De Urabain IR, Karmiloff-Smith A, Smith TJ. Daily touchscreen use in infants and toddlers is associated with reduced sleep and delayed sleep onset. Scientific Reports. 2017;7:46104. https://doi.org/10.1038/srep46104

22. Abid R, Ammar A, Maaloul R, Souissi N, Hammouda O. Effect of COVID-19-Related Home Confinement on Sleep Quality, Screen Time and Physical Activity in Tunisian Boys and Girls: A Survey. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(6):3065. https://doi.org/10.3390/ijerph18063065

23. Durduran Y, Pekcan S, Çolpan B. Sleep habits and related factors in kindergarten children. Nigerian Journal of Clinical Practice. 2019;22(9): 1218-1223.

Загрузки

Опубликован

2024-04-29

Выпуск

Раздел

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ