ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация

Аннотация: изучение состояния здоровья детей дошкольного возраста являлось ранее и остается актуальным также в настоящее время, в связи с тем, что в этот период идут интенсивные процессы роста и развития детского организма, происходит биологическое и функциональное созревание детей к обучению в образовательных учреждениях. В связи с этим в настоящей обзорной статье представлены данные отечественной и зарубежной литературы за последние годы (2005-2020 гг.) по актуальным вопросам гигиенической значимости режима дня и его компонентов - а именно: сон, питание, двигательная активность детей, учебно-воспитательный процесс и др. Приведенный анализ литературных данных и структурирование актуальных вопросов свидетельствуют о влиянии их на состояние здоровья и физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях детских образовательных организаций (ДОУ). Авторы отмечают, неблагоприятную динамику физического развития и нарушения в состоянии здоровья детей, в связи с несоблюдением вышеперечисленных отдельных компонентов режима дня в ДОУ.

Ключевые слова:

дошкольный период, детские образовательные учреждения, образовательно-воспитательный процесс, режим дня, сон, питание

Библиографические ссылки

1. Цыренжапова, В.А. Гигиеническая оценка условий пребывания и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях: Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. мед. наук: 14.02.01 / Цыренжапова В.А. - Иркутск, 2013. - 19 с.

2. Макарова, Л.И. Физиолого­ гигиенические принципы организации режима дня и учебного процесса в образовательных организациях / Л.И. Макарова, И.Г. Погорелова. - 2017. - С. 9-13.

3. Bramhagen, A.C. Factors influencing iron nutrition among one-year-old healthy children in Sweden // J. Clin. Nurs. - 2011.-№20.-P. 1887-1894.

4. Lennart, K. Children’s health in Europe - challenges for the next decades // Health Promot Int. - 2018. -33(5). - P. 912-920. doi: 10.1093/heapro/dax023.

5. Кудаяров, М.Ж. Гигиена детей и подростков / М.Ж. Кудаяров // Учебное пособие по медицине. - Бишкек, 2017. - 44 с.

6. Кучма, В.Р. Актуальные гигиенические проблемы дошкольного образования / В.Р. Кучма // Всероссийской научно­ практической конференции с международным участием. - М.: НЦЗД РАМН, 2011. - С.9-17.

7. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации / А.А. Баранов, Е.В. Альбицкий // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2012. - Т. 91. №3. - С.9-15.

8. Онищенко, Г.Г. Санитарно­ эпидемиологическое благополучие детского населения Российской Федерации / Г.Г. Онищенко // Педиатрическая фармакология. - 2013. -Т. 10. №2. - С.10-18.

9. Егорова, В.Б. Современные проблемы оздоровления детей в детских дошкольных учреждениях / Егорова, В.Б., Петюрканова В.Е. // Женщины и вызовы современности. -2013. - С. 83­ 93.

10. Ищенко, А.И. Гигиеническая оценка влияния условий воспитания и обучения в учреждениях дошкольного образования на здоровье воспитанников: Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. мед. наук: 14.02.01 / Ищенко, А.И. -М., 2014. - 27 с.

11. Тармаева, И.Ю. Гигиеническая оценка условий пребывания и состояния здоровья дошкольников г. Иркутска / И.Ю. Тармаева, И.Г. Погорелова // Сибирский медицинский журнал. -2014. - №2. - С. 87.

12. Швец, А.А. Гигиеническая оценка состояния здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Краснодара: Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. мед. наук: 14.00.07 / Швец А.А.-Ростов-на-Дону, 2007. - 23 с.

13. Постановление Совета Министров СССР от 12 04 1984 г.

14. Кочкорова, Ф.А. Гигиеническая оценка питания и состояния здоровья детей в детских дошкольных учреждениях г. Бишкек: Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. мед. наук/ Кочкорова Ф.А. -Бишкек: Б.и., 2009. - 23 с.

15. Антонец, Н.П. Роль подвижных игр в адаптационный период в детских образовательных учреждениях, для детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Н.П. Антонец, О.А. Токарева // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста». - Краснодар, 2019. - С. 13-14.

16. Макарова, Л.И. Физиолого­ гигиенические принципы организации режима дня и учебного процесса в образовательных организациях: учебное пособие по медицине / Л.И. Макарова, И.Г. Погорелова. - Иркутск: ИГМУ,2016. -52 с.

17. Никитина, М.А. Гигиеническая оптимизация физической подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях / М.А. Никитина: Автореферат диссертации по медицине. -М., 2011. - С. 9-10.

18. Shaykhova, G.I.; Husanova, N.F. Hygienic justification of studying the educational process of preschool children of preparatory groups / G.I. Shaykhova, N.F. Husanova //European science review. - 2019. - №1-2. - С.207-209.

19. Валина, С.Л. Гигиеническая оценка факторов риска нарушений здоровья детей и обоснование оптимальной наполняемости групп дошкольных образовательных организаций / С.Л. Валина // Автореферат по медицине. - 2017. - С. 8-22.

Загрузки

Опубликован

2023-02-14

Выпуск

Раздел

ВОПРОСЫ АКУШЕРСТВА И ПЕДИАТРИИ